РП_ВД_Движение первых

1

Планируемые результаты освоения программы
Освоение программы ориентировано на достижение следующих результатов.
Личностные результаты
1) гражданское воспитание:
•
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн)
•
сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;
•
уважение закона и правопорядка, осознание своих прав, обязанностей и
ответственности в областях, связанных с безопасностью дорожного движения;
•
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
2) патриотическое воспитание:
•
сформированность российской гражданской идентичности,
•
становление ценностного отношения к своей Родине, краю, городу;
•
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений;
•
готовность к служению Отечеству, его защите;
3) духовно-нравственное воспитание:
•
осознание духовных ценностей российского народа, сформированность
нравственного сознания;
•
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
•
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
2способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
•
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять
идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным
явлениям;
•
сформированность нравственного сознания и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
4)
эстетическое воспитание:
•
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
5)
физическое воспитание:
•
приятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления
алкоголя, наркотиков;
•
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать

первую помощь;
6)
трудовое воспитание:
•
готовность к труду, осознание ценности трудолюбия, интерес к сферам
профессиональной деятельности, связанным с обеспечением безопасностью дорожного
движения, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;
•
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
•
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
•
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
7)
экологическое воспитание:
• сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта экологической деятельности;
•
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
соблюдения экологической грамотности и разумного природопользования;
8) ценность научного познания:
•
сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития
общей теории безопасности, современных представлений о безопасности в технических,
естественнонаучных, общественных, гуманитарных областях знаний;
•
способность применять научные знания для реализации принципов безопасного
поведения (способность предвидеть, по возможности избегать, безопасно действовать в
опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях).
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
•
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
3и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
•
развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.
Базовые исследовательские действия:
•
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
•
раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным
(заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной
жизни;
•
обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях;
•
характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их
реализации в реальных ситуациях;
•
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных
результатов, выводов и обобщений;
•
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения
о его развитии в новых условиях.

Работа с информацией:
•
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
•
умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
•
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;планировать и осуществлять учебные действия в условиях
дефицита информации, необходимой для решения стоящей задачи;
•
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы,
решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои
суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
•
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
•
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта,
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
•
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
•
самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальный способ и
составлять план их решения в конкретных условиях;
•
делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать
ответственность за своё решение;
•
оценивать приобретённый опыт.
4 Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
•
оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при их разрешении; вносить коррективы в свою деятельность; контролировать
соответствие результатов целям;
•
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
•
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Совместная деятельность:
•
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые
штурмы» и иные), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с
другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по
критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
Программа предусматривает следующие формы организации деятельности:
- проведение внеклассных занятий,
- работы обучающихся в группах, парах,
- индивидуальная работа,

- работа с привлечением родителей.
- самооценка и самоконтроль.
- взаимооценка и взаимоконтроль.
Виды деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебных кабинетах,
библиотеке, пришкольной территории. Программа включает участие в социальных акций,
викторинах, конкурсах, проектах, квестах, деловых играх и пр.
Содержание программы
Всероссийская общественная организация «Движение первых» организует социально
значимую деятельность детей и молодежи в соответствии с миссией Движения, принятой
делегатами первого съезда, где самими участниками определены и сформулированы
нравственные принципы, гражданские позиции и ориентиры.
«Принимая активное участие в создании, организации и работе Движения, мы хотим,
чтобы в результате новые поколения граждан России: ценили жизнь и берегли человеческое
достоинство; любили Россию, подтверждая это делами и поступками; обрели настоящих
друзей; делали добро и действовали по справедливости; умели мечтать и воплощать мечты в
жизнь; приносили своим трудом пользу; действовали как одна команда; уважали традиции,
культуру, обычаи и верования друг друга; знали и защищали историческую память, стали
готовы к служению Отечеству и ответственности за его судьбу; стремились создать крепкую
семью».
Содержание социально значимой деятельности ориентировано на реализацию ключевых
способов деятельности детей и молодежи в социальной реальности с учетом возрастных
особенностей развития личности.
Заявленные принципы с учетом научно-педагогического осмысления, поддержки и
сопровождения детской инициативы выступают базовой платформой формирования
содержания воспитательной работы и планирования ожидаемых результатов:
общественная актуальность деятельности, ориентация на достижение
практического результата и значимости вклада детей и молодежи в развитие российского
общества;
соавторство детей и молодежи в формировании содержания деятельности при
сохранении
единства и целостности воспитательной работы различных социальных институтов
5
воспитания, обеспечивающих сохранение и воспроизводство традиций отечественной
культуры, содержательное и структурно-функциональное единство социального опыта;
широкая вариативность представленных направлений и разнообразие элементов
социального опыта, алгоритмов и способов его освоения, обеспечивающих выбор объема и
форм реализации социально значимой деятельности;
коллективная социально значимая деятельность детей и взрослых,
обеспечивающая межпоколенческое взаимодействие, передачу и обмен социальным опытом;
последовательность и непрерывность воспитания, соответствие возрастным
возможностям и уровню освоения социального опыта детей и молодежи на каждом этапе
формирования личности; - гуманистическая направленность содержания воспитания,
обеспечивающая реализацию ценности личности ребенка и равенство прав участников.
Социально значимая деятельность детей реализуется в рамках всех направлений Движения,
которые выступают основой созидательной событийности в воспитательном пространстве
организации:
образование и знания;
наука и технологии;

труд, профессия и свое дело;
патриотизм и историческая память;
экология и охрана природы;
туризм и путешествия;
культура и искусство;
медиа и коммуникации;
спорт;
здоровый образ жизни;
дипломатия и международные отношения;
волонтерство и добровольчество.
Тематическое содержание настоящей программы с учетом ключевых направлений
деятельности Движения основано на реализации следующих социально значимых видов
деятельности:
общественно-полезная деятельность, основанная на добровольном участии детей
и молодежи, заинтересованных в активизации общественной инициативы;
добровольческая
деятельность,
добровольное
социальное
служение,
осуществляемая альтруистически из чувства сопричастности, сострадания;
социально-культурная деятельность, имеющая целью развитие личности
средствами разнообразных форм культурного досуга, приобщения к культурно-историческим
ценностям;
трудовая деятельность, направленная на профессиональное самоопределение
личности, освоение ценностей труда, стремление к достижению профессионализма,
подготовка к успешной самореализации в будущей профессии.
Содержание социально значимой деятельности ориентировано на реализацию
ключевых способов деятельности детей и молодежи в социальной реальности с учетом
возрастных особенностей развития личности.
Флагманские деятельностные акции, конкурсы, проекты и воспитательные события
Движения основаны на дифференциации целевых возрастных групп детей.
Личностное направление (9 часов)
Организация заседаний Большого ученического совета с целью изучения направлений
деятельности
«Движения первых», символика и атрибутика «Движения первых».
6
Создание официального брендбука. Организация и проведение мероприятия ко дню
Учителя, разработка декорации и атрибутики. Организация и проведение классных часов по
презентации «Движения первых» в начальной школе организация и оформление проекта
«Новогодняя неделя», дня рождения «Движения первых», организация и проведение итогового
праздника «Последнего звонка».
Военно-патриотическое направление (9 часов)
Особенности организации мероприятий в формате «День единых действий». Организация
проведение мероприятие по профилактике безопасного поведения среди учащихся
Популяризация музейного дела и краеведения, организация музейных уроков, участие в
событиях, посвященных памятным датам Военной истории России. Организация и проведение
мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества Организация мероприятий «Музей в
чемодане», Митинга, посвященного Дню Победы.
Гражданская активность (8 часов)
Организация и проведение социальных акций и волонтерской деятельности в ОУ и
микрорайоне, участие в благотворительных акциях города. Выпуск буклетов о вреде
энергетических напитков, лимонадов, фастфуда.

Разработка и оформление мероприятия ко дню пожилого человека.
Популяризация деятельности волонтерского отряда - организация встреч с младшими
школьниками, классные часы на тему:
«Особенности волонтерской
(добровольческой)деятельности». Изучение и охрана природы и животных родного края.
Организация и проведение мероприятия по защите окружающей среды. Организация и
проведение акции «Спешите делать добро» (сбор корма бездомным животным, патрулирование
на пешеходных переходах в микрорайоне)
Информационно-медийное направление (8 часов)
Проведение тематических занятий на тему: Особенности создания ИМЦ
(информационно-медийных центров) «Движения первых». Организация иформационномедийного взаимодействия участников «Движения первых», СМИ. Выпуск видео роликов:
Школьные новости, скетчи на тему «Я и моя школьная жизнь».
Тематическое планирование
№
п/п
1
2

3
4
5
6
7

8
9
10
11

12
13

14
15
16
17
18

Тема занятия
Устав, задачи и положение «Движения первых»
Изучение направлений деятельности «Движения
Первых». Символика и атрибутика «Движения
первых
Проведение Разведки полезных дел
Всероссийская акция, посвященная Дню пожилых
людей
Разработка и оформление мероприятия ко Дню
учителя, создание поздравительного Видеоролика.
Всероссийские акции, посвященные Дню отца
Всероссийская
акция,
посвященная
международному дню библиотек «Читай с
первыми»
Организация
и
проведение
субботника
участниками первичного отделения
7 Особенности организации мероприятий в формате
«День единых действий»
Особенности
волонтерской
добровольческой
деятельности
Изучение и охрана природы и животных родного
края. Организация и проведение мероприятия по
защите окружающей среды
Проведение Всероссийской акции, посвященной
Дню матери
Создание видеорепортажа про реализацию акций,
посвященных Дню Неизвестного Солдата (3
декабря)
Подготовка и
реализация проекта
«Новогодняя неделя»
Подготовка и
реализация проекта
«Новогодняя неделя»
Популяризация здорового образа жизни и спорта.
Популяризация здорового образа жизни и спорта.
Знакомство с федеральными и региональными

Кол-во
часов
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1

ЦОР ЭОР

активностями и Акциями
Организация
и
проведение
мероприятия,
посвященного Дню защитника Отечества
Организация
и
проведение
мероприятия,
посвященного Дню защитника Отечества
Организация
и
проведение
мероприятия,
посвященного Международному женскому дню
Организация и проведение акции «Спешите делать
добро»
Организация и проведение акции «Спешите делать
добро»
Иформационно-медийное
взаимодействие
участников «Движения первых». СМИ
Иформационно-медийное
взаимодействие
участников «Движения первых». СМИ
Организация Дня здоровья
Участие в экологических Акциях
Презентация «Движения Первых» в начальной
школе»
Субботник по уборке памятников и мест воинских
захоронений
Участие в акции «Бессмертный полк»
Всероссийская акция, посвященная Дню детских
общественных Организаций. Организация и
оформление дня рождения «Движения первых»
Организация и
проведение
итогового
праздника «Последнего звонка»
Общий сбор
Итоговое занятие
ИТОГО

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

32
33
34

8

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
34

Приложение
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Движение первых» для
обучающихся 5-9 классов составлена на основе положений и требований к результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования и Федеральной
образовательной программе основного общего образования, утверждённой приказом
Министерства просвещения Российской Федерации №371 от 18 мая 2023 года.
Приоритетными задачами Общероссийского общественно-государственного движения
детей и молодежи «Движение первых» (далее - Движение) являются: содействие
проведению государственной политики в интересах детей и молодежи; содействие
воспитанию детей, их профессиональной ориентации, организации досуга; подготовка к
полноценной жизни в обществе, включая формирование их мировоззрения на основе
традиционных российских духовных и нравственных ценностей, традиций народов России,
достижений российской и мировой культуры, а также развития общественно значимой и
творческой активности, высоких нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству,
трудолюбия, правовой культуры, бережного отношения к окружающей среде, чувства
личной ответственности за свою судьбу и судьбу Отечества, иные общественно полезные
цели, как установлено Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 261 - ФЗ «О российском
движении детей и молодежи».
Возрастание консолидации общественно-государственных усилий по возрождению
духовности, внимания к детству как важнейшей ценности, условию стабильности и
процветания страны, сформировало приоритетность государственной политики в целях
создания беспрецедентных условий содействия воспитанию детей и молодежи, развития
социального института воспитания, создания масштабных возможностей для развития
общественной активности детей и молодежи, поддержки детских и молодежных
гражданских инициатив, вовлечения в широкую сферу социально активной и общественно
полезной деятельности.
Миссия Движения состоит в предоставлении подрастающему поколению как
гражданам страны возможностей реализовать собственную инициативу, самостоятельность
и ответственность на основе широких перспектив добровольной самоуправляемой
организации, структура которой охватывает первичные, местные, региональные отделения
во всех субъектах и муниципалитетах Российской Федерации, предоставляя открытую
доступность участия и вовлечения в социально значимые виды деятельности всем детям и
молодежи без исключения.
Содержание деятельности Движения учитывает индивидуальные особенности
участников: детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, детейсирот, детей без попечения родителей, детей в трудной жизненной ситуации и других.
Движение обеспечивает преемственность деятельности по отношению к участникам
разных возрастов в условиях добровольного, равного и открытого доступа к возможностям,
предоставляемым различными формами организации деятельности, наставничества и
педагогической поддержки.
Движение выступает ресурсом общественно-государственной системы воспитания,
опирающейся на преемственность традиций и практики отечественной педагогической
науки, объединения сфер образования, молодежной политики, культуры, физической
культуры и спорта, общественных организаций и семейного воспитания.
В нашей стране на различных этапах исторического развития накоплен уникальный
опыт воспитательной деятельности детских общественных организаций. Созданное Движение
призвано сохранить педагогические традиции детского движения Российской Федерации и
создать условия для развития практик воспитания детей в коллективе на новом историческом
этапе развития общества. ХХ в. является периодом становления отечественного детского
движения, когда происходило формирование разнообразных общественных объединений
(военно-патриотические, экологические объединения, детские объединения клубного типа),
массовых пионерской и комсомольской организаций, вместе с прекращением деятельности

10

которых в 1990-е гг. ХХ в. в России были утрачены единые подходы к организации воспитания,
сократилось количество детских и молодежных объединений. Особенность Движения как
формы организации воспитания заключается в особой роли детей и молодежи, уникальной
среде их личностного развития в коллективе; в педагогической позиции взрослого наставника;
в широкой сфере позитивного действия, мобильности, социально ориентированном
содержании, многообразии способов, средств, методов организации и самоорганизации, а также
в наличии ценностного воспитательного пространства.
В условиях глобальных вызовов современное российское общество закономерно подошло
к необходимости предоставления детям и молодежи возможности иметь самоуправляемое
общероссийское общественно государственное движение. «Движение первых» - социальнопедагогическая реальность ХХ1 в., особая форма воспитания.
Общество и государство выступают инициаторами создания воспитательного
пространства через нормативные правовые акты, концепции, программы, отражающие
традиционные российские духовно-нравственные ценности, формируют заказ на воспитание
как социально значимое явление, обусловленное конкретно-историческим характером
общественного развития.
Основными соавторами воспитательного пространства Движения выступают: ребёнок,
наставник, педагог; организационные ячейки сообществ и коллективные участники Движения;
семья, общество и государство; социальные партнеры.
Движение структурирует, организует безопасное воспитательное пространство для
укрепления духовно-нравственного благополучия детей и молодежи, способствует реализации
значимых воспитательных событий, расширяет круг общения детей и взрослых.
Уникальность Движения заключается в создании условий и возможностей для развития
личности каждого его участника; формирования гражданской идентичности; укрепления
духовно-нравственных основ общественной жизни; развития навыков социально активной
деятельности; для сохранения преемственности и связи поколений, процветания России,
коллективной ответственности за судьбу Отечества перед нынешним и будущими
поколениями.
Целевые ориентиры и задачи Программы
Целевые ориентиры воспитательной работы Движения - содействие подрастающему
поколению в реализации инициативы, самостоятельности и ответственности в социально
значимой общественной деятельности по созиданию и защите интересов Отечества,
самореализации и гражданском становлении детей и молодежи в контексте российской
идентичности.
Задачи:
1) формирование внутренней позиции личности как ценностного отношения человека к
себе, собственному жизненному пути, окружающим людям, предметному миру - культурному
наследию России и человечества;
2) формирование гражданской идентичности как сути феномена внутренней позиции
личности, развивающегося посредством идентификации с идеями, утверждающими ценность
человека как гражданина своего Отечества в контексте отношений государства и человека, его
гражданского статуса, личностного отношения к себе как гражданину, другим гражданам
страны, своим гражданским правам и обязанностям;
3) укрепление духовно-нравственных основ общественной жизни, самоопределения в мире
ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации;
4) развитие личности как субъекта активной социальной деятельности в обществе;
5) развитие навыков, направленных на способы оказания помощи другим людям,
сотрудничества, содействия и уважения к ним и выражающееся в таких видах, как
волонтерство, сотрудничество (кооперативное поведение) ради общего блага.
В учебном плане на изучение курса внеурочной деятельности «Движение первых»
отводится 1 час в неделю в 5-9 классах, 34 часа в год.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности ««Движение первых»» разработана с учётом
федеральных воспитательных программ среднего общего образования. Это позволяет на

практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не
только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Это проявляется:
- в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
- в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания в модуле
«Внеурочная деятельность»;
- в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их
вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Реализация Программы обеспечит:
- создание и развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на
межведомственной и межрегиональной координации и консолидации усилий общественных и
гражданских институтов, организационно-структурной системе управления в Движении;
- формирование воспитательного пространства Движения;
- поддержку, развитие и продвижение инициатив ребенка и других участников детскомолодежного движения, семьи, общества и государства, социальных партнеров Движения;
- повышение уровня информированности о деятельности Российского движения детей и
молодежи «Движение Первых»

11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Меры социальной поддержки на 2024-2025 учебный год

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».