ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 69
Рабочая программа по предмету
«ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
5 класс
уровень основного общего образования
Составитель:
Докучаева А.А.
г. Екатеринбург, 2021 г.
Приложение
к Основной образовательной
программе основного общего
образования МАОУ СОШ № 69
Структура рабочей программы учебного курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»
1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего
образования содержание данного предмета определяет достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной
программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения,
которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои
поступки, взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять
различную
деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая
группа
целей
передает
социальную
позицию
школьника,
сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
– формирование основ российской гражданской идентичности, понимания
особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей
многонационального российского общества;
– воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к
родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от
их возраста, национальности, вероисповедания;
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного
поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
– формирование
эстетических
потребностей,
ценностей
и
чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий
разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные),
которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
– владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное
использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей
собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события,
изложенные в текстах разных видов и жанров);
– овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в
том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной
в разном виде и разнообразной форме;
– овладение методами познания, логическими действиями и операциями
(сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и
культурой коллективного труда.
2
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего,
образовательных задач:
– · осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о
российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
– использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
– расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество,
российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного
взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности,
вероисповедания участников диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических
потребностей.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре,
искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие,
доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу)
в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового
этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе
графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения, учащиеся научатся:
Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из
прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных
объяснений учителя.
–
Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных
текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
Создавать
по
изображениям
(художественным
полотнам,
иконам,
иллюстрациям) словесный портрет героя.
Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
3
Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с
учебной задачей.
Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения
учебных и практических задач.
К концу обучения, учащиеся смогут научиться:
Высказывать
предположения
о
последствиях
неправильного
(безнравственного) поведения человека.
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
намечать способы саморазвития.
– ·Работать с историческими источниками и документами.
2. Содержание обучения
Раздел 1. В мире культуры - 2 часа
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов.
Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И.
Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л.
Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне
культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта,
способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники,
создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа - 7 часов
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в
фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар,
Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры
выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин,
Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий
Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над
фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,
легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о
труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной
национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники
и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль
заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья –
хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность,
симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и
милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе,
иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре
разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура - 5 часов
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и
духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие
христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней
Руси.
Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования.
Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка.
Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Раскол в русской церкви в середине XVII в. Переселение старообрядцев в
Забайкалье. Хозяйственная деятельность семейских Забайкалья. Домашний быт семейских
Забайкалья
Фольклор семейских. Говор. Домовая роспись. Обряды и праздники. Процесс
возрождения традиционной культуры старообрядцев Забайкалья. Культура ислама.
Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской
4
культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в
сокровищницу мировой культуры.
Декоративно-прикладное искусство народов,
исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога –
молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная
история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные
традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения
буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности - 2 часа
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии
права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной
культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить
память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры
благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир. - 1 час.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы,
увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности –
составляющие
духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
Нравственные качества человека
3.
Тематическое планирование комплексного учебного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс
Тема раздела
Содержание разделов учебных модулей
учебного курса
Ученые, деятели литературы и искусства России
в
разные
исторические времена и эпохи внесли большой вклад
в
мировую культуру. В культуре России
представлен труд и
усилия
разных
народов.
Многонациональная
культура
и добрососедство народов. В
В мире культуры укрепляла дружбу
процессе своей жизни человек
усваивает культуру и сам
2 час
вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от
его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности –
часть
культуры общества.
5
Нравственные
ценности
российского
народа
7 час
Религия и
культура
5 час
Как сохранить
духовные
ценности
2час
Твой
Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки
разных народов России о защите Родины. Примеры героизма и
патриотизма, представленные в эпических образах.
Героические страницы истории нашей страны. Подъём
патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн.
Примеры героизма. Участие церкви и церковнослужителей в
организации
защиты Отечества.
Трудолюбие как нравственное
качество человека, основа
трудовой деятельности. Отражение отношения к труду в
фольклоре.
Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
В любую историческую эпоху, у любого народа есть люди,
славные трудовые дела и подвиги которых внесли вклад в развитие
культуры общества
С давних времен люди с уважением относились к природе. Не
зная ее законов, они одушевляли предметы и явления
окружающего мира. Почему современный человек должен
относиться к природе бережно и рационально.
Семья – первая «школа», где ребенок получает уроки
нравственности. Знание истории своей семьи, ее обычаев и
традиций – залог интереса к культурным традициям российского
народа
Роль религии в развитии культуры человека и общества.
Использование религиозных образов и сюжетов в искусстве,
литературе.
Религиозные праздники, культовые сооружения (оживление
имеющихся представлений).
Принятие христианства на Руси. Древняя Русь после
принятия христианства. Влияние церкви на образование, культуру
народа. Исторические личности, оказавшие влияние на развитие
культуры Руси.
Возникновение ислама. Золотой век исламской культуры. Роль
ислама в развитии мировой культуры. Искусство, литература, и
архитектура ислама.
Возникновение иудаизма. Тора и Ветхий Завет христианской
Библии (оживление имеющихся представлений). Синагога.
Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи
Возникновение буддизма. Буддизм в России. Народы Р.Ф.,
исповедующие буддизм. Первый буддийский храм в российской
столице. Культовые сооружения буддистов: ступа, пагода.
Архитектура буддийских храмов. Влияние буддийских монастырей
и монахов на развитие культуры. Искусство танка.
Государство заботится о сохранении
духовной культуры и
ее развитии. Взаимная
помощь
и поддержка государства,
общественных и религиозных организаций. Восстановление
на
территории
России памятников религиозной культуры
Без памяти нет нравственности, совести.
Беспамятный
человек - неблагодарный, безответственный. Уважение к труду,
обычаям, вере предков. Благотворительность как
духовнонравственная ценность
Что составляет твой духовный мир. Культура поведения
6
духовный мир
1час
современного человека.
культура поведения.
Правила хорошего тона – этикет. Твоя
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Тема урока
Величие многонациональной российской культуры Ученые,
деятели литературы и искусства России
в
разные
исторические времена и эпохи
Человек – творец и носитель культуры. Вклад человека в
культуру
«Береги землю родимую, как мать любимую»
Жизнь ратными подвигами полна. Героические страницы истории
нашей страны. Подъём патриотических чувств россиян в эпоху
освободительных войн. Примеры
героизма
В труде – красота человека. Трудолюбие
как нравственное
качество человека,
основа трудовой деятельности.
«Плод добрых трудов славен». Отражение отношения к труду в
фольклоре.
Люди труда В любую историческую эпоху, у любого народа есть
люди, славные трудовые
дела
и подвиги которых внесли
вклад
в
развитие культуры общества
Бережное отношение к природе. Одушевление предметов и явлений
окружающего мира в древние времена.
Почему
современный человек должен относиться к природе
бережно и рационально.
Семья – хранитель духовных ценностей. Знание истории своей
семьи, ее обычаев и традиций
Роль религии в развитии культуры. Использование религиозных
образов и сюжетов в искусстве, литературе.
Культурное наследие христианской Руси. Религиозные праздники,
культовые сооружения. Исторические личности, оказавшие
влияние на развитие культуры Руси.
Золотой век исламской культуры. Роль образования ислама в
развитии
мировой культуры. Искусство, литература,
и архитектура ислама.
Возникновение иудаизма.
Тора
и Ветхий
Завет
христианской Библии. Синагога.
Священная история иудеев
в сюжетах
мировой живописи.
Культурные традиции буддизма. Возникновение буддизма.
Буддизм в России. Народы Р.Ф., исповедующие буддизм.
Культовые сооружения буддистов: ступа, пагода. Архитектура
буддийских
храмов.
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Взаимная
помощь и поддержка государства, общественных и религиозных
организаций. Восстановление
на территории
России
памятников религиозной культуры
Часы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
16
17
Хранить память предков. Без
памяти
нет нравственности
Уважение к труду, обычаям, вере предков.
Благотворительность как
духовно-нравственная
ценность, совести.
Твой духовный мир. Культура поведения современного человека.
Правила хорошего тона – этикет. Итоговый урок за курс «Духовнонравственное воспитание народов России». Защита проектов.
Итого
1
1
17
8